В данной статье рассмотрим технологию укладки промышленных полов, этапы работы, а также ограничения в применении. Для начала скажу, что это действительно надежная, проверенная технология, полы при использовании хорошего оборудования и материалов получаются ровные и достаточно крепкие, долговечные. Правда есть и определенные ограничения, о чем напишу в конце.
1 этап – подготовка основания. Обычно это либо выравнивание и утрамбовывание родного грунта, либо удаление «слабого» грунта, и формирование подушки из уплотненного песка.
2 этап – гидроизоляция. Данный слой с одной стороны защищает бетон от капиллярного подсоса влаги из грунтов, а с другой стороны на стадии набора прочности не дает влаге уйти из бетонной смеси в грунт. Выполняется обычно либо полиэтиленовой пленкой, либо гидроизоляционной мембраной, что дороже, но надежнее.
3 этап – армирование. Выполняется в виде одной, реже – 2-х сеток из арматуры диаметром 8-10 мм. Размер ячейки, как правило, от 10х10 до 20х20 см. Отделяется от гидроизоляции с помощью пластиковых подставок, чтобы обеспечить защитный слой бетона 20-30 мм минимум.
4 этап – заливка бетоном. Обычно используется общестроительный бетон класс В30 F100 W8, хотя возможны варианты по расчету. Есть различные способы выравнивания и уплотнения бетона на полах – виброрейки по направляющим или лазерным маякам, вакуумирование – не суть. Задача ровно уложить бетон и максимально вывести воздух из смеси.
Важным моментом является образование цементного молочка на поверхности бетона. Дело в том, что далее это молочко будет связывать топпинг. Если молочко не проступит, то и затворения топпинга не будет. Поэтому цемент используется либо бездобавочный, либо с известью. Использование цементов с пуццолановыми добавками не допускается.
5 этап - нанесения топпинга. Топпинг – смесь высокомарочного цемента с мелким заполнителем повышенной прочности – кварцевым или корундовым песком. Вступая в реакцию с цементным молочком, образует крепкий верхний слой небольшой толщины. Далее разглаживающими машинками (вертолет) добиваются гладкой ровной поверхности.
6 этап – пропитка пола. Пропитки (кюринги) могут быть самые разнообразные – полиуретановые, акриловые и т.д. Задача – закрыть бетонную поверхность, чтобы испарение влаги не происходило слишком быстро. Таким образом, и бетон наберет больше прочности за счет большей гидратации цемента, и поверхность пола будет лучшего качества – не будет усадочных трещин. Помимо этого пропитки укрепляют и обеспыливают поверхностной слой.
7 этап – нарезание швов. Делается для того, чтобы снять напряжения в бетоне от температурных и влажностных деформаций. В дальнейшем швы можно заделать мастичными или иными упругими материалами.
Сфера применения технологии укладки промышленных полов
Внимательный читатель может спросить: «А что же ты «заливал» нам про морозостойкий бетон, воздухововлечение, когда вот есть отличная технология укладки обычного бетона?» Дело в том, что данная технология применяется строго внутри зданий – на закрытых парковках, складах, в промышленных цехах, торговых центрах и т.п. Если Вы попробуете сделать дорогу на открытом воздухе по этой технологии, то от морозного разрушения бетон не спасут ни топпинги, ни кюринги – вообще никакие пропитки и покрытия.
По той же причине нет никакого резона ремонтировать дорогу, выполненную из обычного неморозостойкого бетона. Любой ремонт гарантированно отвалится через пару лет максимум. Дороги, особенно если на них будет заноситься снег с антиобледенителями, сразу необходимо строить из морозостойкого бетона. В общем-то, по этой причине у нас бетонных дорог и так мало – буквально пара процентов по всей России. Отрасль не стоит на месте - развивается, технологии отрабатываются, но до американских цифр нам еще очень далеко.